Как мы уже говорили, для охотника необходима легавая собака, которая бы умела на охоте разыскивать и подавать убитую или раненую дичь. Рассмотрим, как обучить вашего воспитанника этому.
Немецкие короткошерстные, жесткошерстные и длинношерстные легавые обладают наследственным качеством подачи, и поэтому обучение их подаче большого труда не представляет. Приучение к подаче легавых собак английских пород дело более трудное. Но при умелом и настойчивом их обучении можно добиться, что и они будут подавать.
Своего ученика с трехмесячного возраста я начинал обучать подавать в комнате, причем эти занятия у меня проводились как игра.
Вначале для обучения подачи я использовал теннисный мяч, с которым играет щенок. Когда нет в комнате никого, я подзываю к себе щенка. Поощряю его за подход ко мне и командую "лечь". После этого показываю мяч и медленно пускаю его по комнате и слежу, чтобы мой ученик не бросился за ним. Затем говорю "подай". Щенок, следивший за движением мяча по комнате, обычно бежит к нему и берет его. Повторите команду "подай". Если он задержался с мячом, покажите ему кусочек, которым вы его поощряете. С мячом в пасти он подойдет к вам. Повторив "подай", возьмите мяч и сразу же дайте кусочек и похвалите. Эти упражнения по выполнению приказания "подай" я практикую в комнате по несколько раз в день, а за выполнение команды даю лакомства и хвалю.
Постепенно эту команду надо усложнять: бросать мяч дальше, приучать держать мяч дольше и принимать его не сразу, а когда он с мячом подойдет к вам и подержит его в пасти. Только после команды "подай" брать мяч.
Обучая подаче, не перегружайте щенка длительной тренировкой.
Не следует позволять собаке самой бросаться за мячом, а также баловаться с поноской (мячом), бегать с ней по комнате и не отдавать ее вам. При проявлении этого своеволия следует мяч отобрать, не давать лакомства и постыдить, а особенно упрямых стегнуть, чтобы отучить от непослушания.
Но вот ваш ученик начал по команде "подай" быстро и охотно подавать мяч. Теперь сделайте по размеру вальдшнепа или другой птицы тушку из негрубого сукна, набитую чистыми обрезками материи, плотно пришейте к ней толстой ниткой два крыла от убитой птицы и пользуйтесь ею для дальнейшей отработки приказания "подай". Подача мягкой тушки, укрытой крыльями птицы, приучает собаку мягко брать подаваемое, а крылья птицы - к ощущению того, с чем ученику придется столкнуться при подаче птицы.
Освоив выполнение команды "подай" в комнате, надо проводить обучение подачи во дворе и во время прогулок там, где вы гуляете вне города.
Если щенок не берет поноски (мяча, тушки и др. предметы), надо его к этому приучить.
В комнате подзовите к себе щенка командой "ко мне", одной рукой придержите его за ошейник, другой осторожно разожмите пасть и дайте .поноску, говоря "возьми", и, слегка зажимая челюсть, несколько секунд не давайте выбросить поноску, а затем говорите "подай" и берите поноску. Это упражнение надо повторять по нескольку раз в день, пока ваш ученик не привыкнет самостоятельно брать поноску из рук и с пола, постепенно увеличивая продолжительность держания собакой поноски в пасти. За выполнение хвалите, ласкайте и награждайте, и он постепенно освоит это требование. Тогда вы сможете продолжить обучение его подаче уже во дворе и на прогулке.
Когда ученик освоит подачу поноски, можно начать приучать его к команде "ищи".
Укладываете ученика по команде "лежать", берете какой-либо лакомый, хорошо пахнущий кусочек и, уйдя в коридор или другую комнату, прячете. Возвратившись к лежащему щенку, говорите "ищи". Ваш ученик вскакивает и бежит искать. Когда найдет, скажите ему "возьми" и разрешите съесть. Урок этот приятен для всех собак, и вы повторяйте его, не скупясь на похвалы, но не разрешайте без команды «возьми» брать найденное.
По мере освоения розыска кусочков переходите к розыску поноски, крыльев от дичи. Но их надо предварительно показывать и давать обнюхивать, а затем уже посылать разыскивать по команде «ищи», и в этих случаях не скупитесь на ласку и поощрения кусочками. При этом ученика следует приучить, чтобы, подойдя к вам в шаге от вас, он садился и держал найденное в пасти и отдавал вам по команде «дай».
По освоению розыска и подачи в комнате переходите к обучению этому во дворе и на прогулках, при этом для развития привычки работать с высоко поднятой головой кусочки и предметы для подачи следует класть на ветки или куда-либо на высоту 40—50 сантиметров от земли.
При условии последовательной и ежедневной отработки этих команд уже к 6-месячному возрасту ученик их осваивает.
В условиях практической охоты необходимо четкое выполнение вашей собакой приказания «стой» по голосу и по жесту руки, быстро поднятой вверх и резко опущенной вниз. Выполнение этой команды всегда остановит вашего питомца, когда он идет за ветром и может спугнуть дичь, место нахождения которой вы заметили.
Отрабатывать эту команду следует начинать во время прогулок, но после того, как ваш ученик к 6—7 месяцам будет четко выполнять команды, о которых мы говорили ранее.
Делается это так. Во время прогулки, после повторения какого-либо упражнения, дайте собаке побегать, порезвиться. Когда она набегается, подзовите командой «ко мне» рукой или голосом, похвалите, поощрите за выполнение и, привязав к кольцу ошейника тонкий, прочный 25-метровый шнур, разрешите собаке отбежать шагов на 10-15 и задержите на этом расстоянии ее шнуром и командой «стоять». Бывает, что собака, удерживаемая шнуром, не остановится и побежит к вам. Быстро подбегите к вашему питомцу, верните его на место, где его застала команда, удержите на этом месте, повторяя «стоять, стоять» и ласково называя его по кличке, давая кусочек из вашей коробочки, которая на учении всегда должна быть с вами.
Это упражнение с командой голосом «стой», и поднятой рукой повторите во время прогулки по нескольку раз.
Когда через несколько дней ученик начнет ее выполнять, проделайте это упражнение без шнурка и только по сигналу рукой.
Систематически занимаясь отработкой «стоять», вы приучите щенка выполнять эту команду только по сигналу руки, так как это потребуется вам на охоте, где команда голосом может спугнуть дичь, и она улетает, не допустив к себе ни собаку, ни вас.
Когда к 6-месячному возрасту ваш ученик освоит рекомендуемые для его дрессировки команды, будет заложена основа его воспитания — послушание и развита привычка понимать и четко выполнять указания.
Но учтите, что, пользуясь этой основой, вы должны постоянно повторять пройденные упражнения, закрепляя их в уме ученика, и тогда выполнение их будет четким ч непринужденным. Во время прогулок и дома чаще ласкайте и разговаривайте со своим воспитанником — это приучает его понимать смысл ваших слов, что облегчит понимание ваших команд и требований в быту и на охоте.
С 4—5-месячного возраста вашего щенка можно приучать идти в воду, плавать, а затем подавать с воды поноску. Приучать к воде щенка возможно только тогда, когда вода станет теплой.
Надо иметь в виду, что не всех пород легавых щенки охотно идут в воду, особенно много таких встречается среди пойнтеров и сеттеров. Поэтому к воде приучать их надо осторожно. Обычно я поступаю так: нахожу где-либо на лугу, где нет дичи, залитые водой лужи, мелкие озерки или отмели рек и веду на них своего питомца.
Здесь он бегает по воде и перестает ее бояться. Когда он охотно начнет идти в такую воду и с удовольствием бегать по таким местам, можно попробовать его способности и на более глубокой воде.
Выбрав широкую отмель на реке или другом водоеме, я вхожу в воду и иду в такое место, где щенок не достает лапами дна и должен поплыть, зову его к себе, и, когда он поплывет, я выхожу из воды, поощряю его лакомством и хвалю, даю отряхнуться от воды и, дав побегать, вновь возвращаюсь в воду со своим питомцем, а выйдя на глубину, где ему приходится плыть, прохожу некоторое расстояние и выхожу с ним на берег.
Так постепенно, ежедневно давая плавать, вы приучите его не бояться воды. Когда щенок охотно будет идти в воду, надо посылать его плыть, говоря: "на воду". Обычно мои короткошерстные легавые после первого урока охотно шли в воду и прекрасно начинали плавать, обучение их этому труда не требовало, так как это качество у них врожденное.
Некоторые бессердечные люди, не знающие правил дрессировки, прибегают к возмутительным способам приучения щенка к воде: они бросают его на глубокую воду. Окунувшись с головой и набравшись страха, еле-еле барахтаясь в воде, он с трудом выбирается на берег. После такого "приучения", как правило, собака до старости боится воды и для охоты по водоплавающей дичи бывает негодна. Мне известен и такой печальный случай с молодой собакой, плывшей по реке. Приятель владельца ее нырнул и, схватив ее за ноги, несколько раз окунул в воду. После этой дикой шутки прекрасная в поле собака стала бояться глубокой воды. Поэтому всегда при дрессировке собаки надо следить, чтобы при этом не было посторонних людей.
Научив щенка плавать, начинайте учить его подавать с воды. Вначале поноску для подачи бросают на тихую воду недалеко от берега (4-5 шагов) и приказывают "на воду" и "подай". За подачу обязательно поощряют. Постепенно дальность заброса поноски увеличивают. По мере освоения четкой подачи с воды поноски (палка, дощечка) надо приучить воспитанника взять поноску на воде, выйти с ней на берег, подойти к вам и подать, после чего он может отряхнуться от воды.
Нельзя допускать, чтобы ваш ученик, выйдя на берег, бросал поноску и не подавал ее. При таком положении на охоте он может, достав дичь с воды, бросить ее в камышах и явиться к вам без дичи, что часто бывает с английскими легавыми. Для устранения этого недостатка следует послать щенка разыскать брошенную поноску. Если он не сможет найти, то помочь ему в этом и приказать подать ее вам. Если ученик откажется это сделать, вновь, как сказано ранее, повторите с ним упражнение по подаче поноски на суше, а когда он начнет подавать поноску, повторите с ним упражнение по подаче с воды. Здесь уместно сказать, что, когда ваш питомец начинает нечетко выполнять какую-либо команду, необходимо немедленно прекращать то, чем вы с ним занимаетесь, и заниматься повторением и отработкой забытого или нечетко выполненного приказания. Только путем частых повторений пройденного можно превратить вашего ученика в нормально дрессированную собаку, которая уже легко освоит натаску в поле.
В заключение раздела о дрессировке легавой собаки мне хочется познакомить вас с развитием поиска. Если собакой твердо усвоены и четко выполняются все упражнения, о которых мы говорили, разработкой поиска, являющегося врожденным качеством современной легавой, можно заняться при натаске по дичи в поле или на болоте. Но все же я рекомендовал бы начинать заниматься этим на болоте, в поле или на лугу, в местах, где нет дичи; когда ученику будет не менее 7-8 месяцев и он уже освоил курс подготовительной дрессировки.
Прежде чем рассказать, как развить поиск у молодой собаки, нужно знать, какой должен быть поиск у легавой собаки.
Поиск должен быть "челноком". Собака в поиске дичи идет на параллелях, пересекающихся впереди по ходу охотника, идущего против ветра. Параллели, на которых идет собака, находятся одна от другой, в зависимости от силы чутья собаки, от 12 до 25 шагов и удаляются обычно равномерно вправо и влево по ходу охотника от 50 до 90 шагов. Расстояние отхода собаки в стороны от охотника зависит от быстроты хода и допустимого расстояния отхода, на котором она будет слушаться и выполнять команды. Собака не должна оставлять необысканных мест, не проходить сзади охотника и повторно не обыскивает места, где она уже проходила.
Но такой широкий и правильный поиск от собаки можно требовать только на открытых, ровных, с редким кустарником местах. В местах, заросших густым лесом, кустарником, высокой травой и с кочками, ширину поиска надо сократить, чтобы собака надолго не уходила из-под наблюдения и управления охотника. В таких угодиях требовать и ожидать правильного "челнока" не следует. (См. схему поиска "челноком").
Почему же рекомендуется разрабатывать поиск у молодой собаки в местах, где нет дичи? Обладая врожденным инстинктом к поиску дичи, но еще не зная ее запаха, она будет спокойна в поиске, а следовательно, легче усваивать и выполнять команды.
Найдя отвечающее этим требованиям место и убедившись, что там нет дичи, погожим ранним утром или под вечер со своим воспитанником, идущим на сворке у ноги, отправляйтесь в такое место.
Обычно в ожидании первых результатов пробы поиска - одного из основных врожденных качеств моего воспитанника, я волнуюсь, не зная, порадует ли меня мой воспитанник умом и послушанием или опечалит бессистемным поиском и излишней горячностью. Но вот мы на месте. Став лицом на ветер, по команде "лечь" я укладываю своего питомца у ноги, даю ему полежать и осмотреться. Затем, отойдя вправо шагов до семи, по команде "искать" указываю направление поиска рукой вправо, и сам продвигаюсь в этом направлении за собакой шагов 15. Когда собака отойдет от меня шагов на 30-40, свистком и рукой я направляю ее поиск влево и иду за ней, продвигаясь вперед на ветер шагов 15. Когда мой воспитанник окажется в 30-40 шагах левее меня, тем же сигналом свистка и руки я направляю его поиск вправо и сам иду за ним вперед на ветер по основному моему направлению до 15 шагов и, когда собака опять удалится шагов на 30-40, свистком и рукой направляю ее поиск влево и т. д.
Если мой ученик начнет горячиться и уходить от меня, не обращая внимания на мои команды, и в отрыве от меня вести поиск - командой "ко мне", сигналом рукой подзываю его к себе и по команде "лечь" укладываю. Успокаиваю и вновь посылаю в поиск.
Но если и после нескольких отзывов к себе за неподчинение приказаниям собака по-прежнему будет своевольничать, далеко уходить и вести самостоятельный где-то вдали поиск, а может быть, увидев взлетевшую из-под нее птичку, погонит ее, тут я поступаю так. Подзываю и укладываю ее около себя, даю ей прийти в себя, достаю из сумки шнур метров 30 длиной с карабином на одном конце и петлей на другом и пристегиваю его к ошейнику. Этот шнур поможет мне удержать моего питомца от своеволия и излишней горячности.
Отрабатывая поиск со шнуром, следует поступать так: когда по команде ученик пойдет в поиск вправо, идите за ним и распускайте шнур, давая ему отойти шагов до 25, затем дайте свисток и жестом руки покажите поворот налево. Не выполнит команды - рывок шнуром заставит его сделать это. Как только ваш ученик пойдет влево, быстро собирайте шнур и затем, когда он пройдет впереди вас, отпускайте шнур; не натягивая его, пройдите шагов 15 и, когда собака окажется шагах в 25 от вас, не давая ей натянуть шнура, свистком и рукой сигнальте поворот вправо и сами идите вправо вперед на ветер. При непослушании - рывок шнура заставит выполнить вашу команду и пойти в поиск в указанном вами направлении. Систематической и ежедневной отработкой поиска на шнуре вы приучите вашего воспитанника искать на параллелях и по команде свистком и рукой наворачиваться для поиска в ту или другую сторону по вашему ходу на ветер. Но учтите, что сигнал свистком и жестом руки о повороте должен предшествовать натяжению и рывку шнуром. Применение 30-метрового шнура приучит вашу собаку искать на параллелях с отходом от вас до 30 метров вправо и влево по вашему движению на ветер. Но и когда ваш воспитанник будет слушаться и искать свободно, без шнура, так же как потом и при натаске по птице, не разрешайте ему в первом году его работы уходить в поиск далее 30-40 метров от вас. В первом году при поиске молодая собака должна быть ближе к вам и находиться под постоянным воздействием ваших команд. При отработке поиска не разрешайте вашему ученику копаться около мышиных нор или переходить на шаг и пытаться работать низом по следам птиц. Отработать правильный поиск, врожденный обычно у наших легавых собак, нетрудно. Но главное - это добиться четкого выполнения ваших команд и не допускать самовольных уходов от вас в поиск и гоньбы за птичками. При отработке поиска у вашей легавой, как и при дрессировке не должно быть при этом собак и посторонних людей, так как все это ее отвлекает.
Во время этих занятий можно проверить и дальность чутья у вашего ученика. Делается это так. На участке, где я провожу занятия по отработке поиска, незадолго до прихода раскладываю кусочки, которые даю как поощрение своему ученику, а места, где они положены, отмечаю прутиками.
Придя на место, сняв сворку, я пускаю в поиск своего ученика против ветра, направляя его поиск на прутики, около которых положено лакомство.
Причуяв лакомство, он сбавляет ход и, подойдя к кусочку, останавливается около него и смотрит на меня (ведь он привык без разрешения ничего не брать). Хвалю его и разрешаю взять кусочек. После этого посылаю своего питомца дальше в поиск, направляя на следующий прутик, где также лежит лакомство.
Работая по кусочкам, ваш ученик активнее будет идти в поиске, а вы можете получить представление о силе его чутья, он же привыкает искать на четком поиске.
Теперь о приучении вашего ученика к выстрелу.
Молодую легавую собаку редко приходится приучать к выстрелу. В большинстве своем легавые собаки не боятся звука выстрела, а интересуются этим звуком. Но иногда встречаются робкие собаки. С этими следует поступать осторожно и приучать их к выстрелу постепенно, чтобы внезапным для них выстрелом не испугать и не зародить боязни выстрела.
Обычно приучать к ружью своего ученика я начинаю с 5-6-месячного возраста. Беру ружье, разбираю его и начинаю осматривать. Увидев, что я чем-то занят, он подходит ко мне и начинает обнюхивать ружье. Если он спокоен и повиливает хвостиком, я медленно при нем собираю ружье и даю ему его обнюхивать, при этом называя кличку, лаская его.
Сборку ружья, а также его чистку после стрельбы провожу несколько раз. После такого знакомства с ружьем щенок, как только увидит, что я беру ружье, является ко мне и внимательно наблюдает, старается понюхать ружье.
Когда он привыкнет к ружью и начнет интересоваться им, можно будет приучать его с 6-месячного возраста ложиться, когда вы прицеливаетесь из ружья. Вскинув ружье к плечу, командуйте "лечь". Такие занятия в комнате приучат потом щенка ложиться при прицеливании ружьем без команды, а эта привычка избавит вашу собаку от попыток погнать взлетевшую птицу.
После такого знакомства с ружьем мои воспитанники, став на стойку по птице, а затем подав ее под выстрел (для первых выстрелов рекомендую полузаряд), не реагируют на выстрел и немедленно по взлете птицы ложатся. Несколькими работами с выстрелами-полузарядами с последующей по команде подачей убитой дичи заканчивается приучение молодой собаки к выстрелу.
Но во избежание испортить собаку неожиданным выстрелом с полным зарядом для знакомства ее с выстрелом следует, когда вы пойдете в поле, пригласить кого-либо из товарищей и поручить ему выстрелить слабым, холостым зарядом шагах в 60-70 от вас. Если ваш воспитанник не обратит внимания на выстрел, а, наоборот, попытается побежать на выстрел, то через некоторое время еще раз надо выстрелить полузарядом шагах в 30-40 от собаки. После выстрела, приласкав ее, уложите командой "лечь". Этим вы начнете приучать ее ложиться после выстрела, что очень важно на охоте.
Если ваша собака робкая по характеру, то перед первым выстрелом подзовите ее к себе и, когда товарищ выстрелит в 60-70 шагах от вас, приласкайте и успокойте ее. После нескольких таких выстрелов в течение двух дней собака перестает на них болезненно реагировать, будет интересоваться выстрелом.
После этого можно сокращать расстояние, но стрелять ближе 20 шагов не следует.
Так постепенно, осторожно робкая собака приучается к выстрелу.
С первопольными, а тем более робкими собаками первые два сезона не рекомендуется охота в компаниях, так как невыдержанная, бестолковая стрельба на охоте может возродить боязнь к выстрелу и окончательно испортит для охоты робкую собаку, а в энергичной разовьет горячность, непослушание и привычку гонять птицу, от чего отучать ее начинающему дрессировщику нелегко.
Итак, вы познакомились с основными правилами дрессировки молодой легавой собаки. Твердое знание их и выполнение описанных команд гарантирует, что натаска собаки пойдет успешно, и вы получите большое удовольствие от успехов вашего воспитанника в поле при работе по дичи.
В заключение мне хочется напомнить начинающим дрессировщикам, что курс дрессировки легавой собаки надо вести систематически. Обязательно повторять упражнения, которые она плохо и нечетко выполняет, даже после того, когда ваш воспитанник узнает дичь и станет работать по ней. И в этот период следите за ним постоянно и, как только заметите, что он что-либо из освоенного при дрессировке начинает плохо выполнять, прекращайте натаску по дичи и вновь подучите его, восстановив четкое выполнение забытой команды, и только после этого возобновите натаску.
Только тактичной и терпеливой работой с вашим воспитанником вы сумеете его воспитать хорошо выдрессированным, послушным, верным и преданным вам другом и помощником на охоте, который доставит нам много незабываемо прекрасных впечатлений своим умом, сообразительностью и четкой, осмысленной работой на охоте и на полевых состязаниях. Начинать натаску по дичи вашего воспитанника, если он самец, следует не ранее того момента, когда ему исполнится 9 месяцев, а самочку - на месяц ранее. Обычно самки начинают ранее работать по дичи Мне известно немало случаев, когда сознательно по дичи короткошерстные легавые начинали работать с шестимесячного возраста. Но я не сторонник подвергать молодую собаку большим физическим и психическим нагрузкам, которые могут привести иногда к заболеванию легких, расстройству нервной системы, сердца и превратить здоровую собаку в инвалида. Среди легавых собак, особенно английских сеттеров, пойнтеров, нередко встречаются молодые собаки, начинающие работать по дичи в возрасте более года. Лет 40 тому назад ирландские сеттеры, с которыми мне приходилось заниматься, начинали работать только с трехлетнего возраста. Об этом я говорю для того, чтобы предупредить молодых натасчиков от скоропалительных и ошибочных выводов о непригодности к работе их питомцев, если они при первых выходах на болото или поле сразу не начнут работать по дичи.
Исходя из своей практики, я рекомендую начинать натаску собаки по болотной дичи и лучше всего по дупелю, как птицы, достаточно сильно пахнущей, спокойной и не срывающейся (как это делает строгий бекас) с места сидки при подходе молодой собаки за 20-40 шагов. Мои ученики, натасканные вначале по дупелю и бекасу, всегда потом легко начинали работать по полевой дичи, едва с нею ознакомившись. И, наоборот, прошедшие натаску по лесной дичи, в частности по вальдшнепу, требовали иногда длительной натаски по болотной дичи, прежде чем они начинали работать по ней.
Лучшим периодом для натаски легавой в нашей местности считаю вторую половину мая и июнь до начала цветения травы. В это время натаской можно заниматься в специально для этих целей отведенных угодьях, где охота запрещена весь год. В этих же угодьях можно работать с молодой собакой, как только молодые дупеля и бекасы начнут подыматься на крыло. Затем, когда правилами охоты бывает разрешена натаска, а потом охота в охотничьих хозяйствах, можно уже заниматься натаской в любом из них, где это будет разрешено.
Некоторые малоопытные охотники натаску своего ученика начинают совместно с уже работающей по дичи собакой. Я считаю это очень вредным. Может быть, ваша собака начнет быстрее и лучше работать по дичи, но, работая с натасканной собакой, она будет копировать ее работу со всеми возможными у нее недостатками. А ведь в вашем ученике могут быть наследственно заложены более высокие полевые качества! Лично я считаю, что дрессировщик должен дрессировкой и натаской прежде всего развить и закрепить лучшие качества, заложенные предками в его ученике. К сожалению, нередко наблюдаются случаи, совершенно недопустимые при натаске молодой собаки. Ее пускают в свободный поиск в группе с недрессированными собаками, гоняющими дичь. В этой компании она, забыв все, чему ее учили, начинает также гонять дичь. И после отучить ее от этого порока, приобретенного по вине натасчика, бывает нелегко.
Давая эти советы, я хочу предостеречь от ошибок и предупредить, что каждый неверный поступок при натаске может надолго, а то и навсегда испортить и погубить молодую собаку с чудесными полевыми качествами.
Так же, как и при дрессировке, при натаске собаки по дичи надо следить и поправлять каждый ее неверный шаг, стараясь развивать ее лучшие природные качества.
Лично для меня натаска молодой собаки является увлекательным делом, доставляющим мне такое же эстетическое наслаждение, как и сама охота.
На просторе наших лугов, болот я живу одной страстью к охоте с моим воспитанником, переживаю его ошибки, радуюсь его успехам, проявлению сообразительности, послушанию, привязанности ко мне и четкой работе по дичи.
Здесь, на природе, молодой друг живет одной жизнью со мной, и я с увлечением развиваю его врожденные качества и охотничье дарование. Я не раз убеждался, что ум моего воспитанника зависит от моего умения развивать его, а допускаемые им ошибки - это результат допущенных мною ошибок.
Заканчивая дрессировку своего воспитанника, я с трепетом жду первых теплых весенних дней, когда появятся бекас и дупель, зазеленеют луга и болота и подымется трава, чтобы птица могла в ней укрыться. В ожидании этого дня я еще и еще раз повторяю со своим учеником все упражнения, освоенные им при дрессировке, а в особенности те из них, которые он не очень четко выполняет.
И вот наступает долгожданное время, когда можно начать натаску моего воспитанника по дичи. За несколько дней до выхода я нахожу пригодное для натаски ровное сырое болотце, без густых кустарников, чтобы я мог видеть каждое его движение. Достаточно, чтобы там поселилось две-три пары дупелей. Для начала моему воспитаннику не надо большего количества дичи.
Там, где дупеля нет, можно начинать натаску по перепелу. С весны перепела обычно заселяют луговые поймы рек, и я, разыскав такой лужок, где их поселилось несколько пар, начинаю по ним натаску своего ученика.
Перепел - не дупель, он дает менее сильный запах, но обладает положительным качеством - выдерживает стойку молодой собаки и сидит в большинстве случаев крепко. Молодая собака на сыроватом лугу значительно легче причуивает перепела, нежели в поле, поэтому я рекомендую начинать натаску по перепелу на лугу.
И вот ранним погожим утром, со своим учеником у ноги, вы прибыли на избранное место натаски. Захватили свисток, к которому привык ваш ученик, крепкий тонкий шнур 30-метровой длины с карабином на одном конце и петлею на другом, а также коробочку с кусочками лакомства. Все это вам потребуется при натаске.
Безусловно, вы волнуетесь, но волнуется и ваш питомец: вокруг столько запахов и звуков и многие ему еще незнакомы. Зайдите так, чтобы легкий ветер тянул на вас. Уложите, приласкайте и успокойте вашего ученика, пристегните к кольцу ошейника шнур, приготовьте свисток, чтобы им можно было немедленно воспользоваться.
Указав рукой направление поиска, командой "ищи" пошлите ученика в поиск; он к этому вами уже приучен предварительной тренировкой при отработке поиска.
На быстром ходу пойдет он в поиск, ловя носом заманчивые для него запахи. Не спеша идите вперед, свистком и рукой направляя его поиск вправо и влево по оси вашего хода на ветер, не разрешая уходить от вас далее 30-40 шагов. Если он будет пытаться это делать, немедленно возвращайте его по свистку к себе, успокаивайте и вновь посылайте в поиск. Медленно подвигаясь к тем местам, где вы при проверке уже подымали дупелей, направляйте поиск ученика туда же, внимательно следя за каждым его движением.
Неожиданно ваш питомец сократил свой ход, все мускулы его напряглись, он задержался на месте, ловя чутьем остановивший его такой волнующий запах, и осторожно пошел по прямой, высоко держа голову. Ход стал у него какой-то неуверенный.
Поспешите подойти к нему, но не бегите, возьмите в руку шнур и, не натягивая его, ласково ободрите вашего питомца и, пользуясь тем, что он медленно идет по птице, сами идите в нескольких шагах за ним.
Все медленнее и медленнее, осторожно движется ваш ученик, еще несколько неуверенных шагов, и вот он замирает на первой в своей жизни стойке. Не натягивая шнура, осторожно перебирая его в руке, подходите к нему, дайте ему подольше постоять (1-2 минуты) и пошлите его "вперед" поднять птицу. Запах неведомой ему птицы как бы заворожил его, и, может быть, он даже боится неизвестного живого существа с его запахом. Но, подбадриваемый вашим ласковым словом, он сделает несколько шагов, и вдруг птица уже на крыле. При ее взлете ваш ученик вздрогнет, и, вспомнив уроки дрессировки, даже ляжет и, подняв голову, глазами проводит поднятую птицу или стоя, неподвижно будет следить за ее полетом. В таком случае уложите своего ученика, похвалите его, успокойте и дайте лакомство. Когда он успокоится, пошлите вновь в поиск, но не разрешайте, как говорят, "мастерить", т. е. идти в сторону виденной им севшей птицы. Пошлите его работать "на ветер" - искать другую птицу, а потом, когда он забудет о месте посадки первой поднятой им, наведите его на нее и дайте сработать, т.е. сделать стойку, а затем по вашему приказанию поднять ее на крыло.
При таком поведении молодой собаки - вашего воспитанника уверенно считайте, что ваши уроки при дрессировке принесли свой положительный результат. И, дав собаке в течение часа 4-6 работ, на сегодня прекращайте натаску. При первых работах по птице следите, чтобы при взлете птицы ученик не пытался посунуться или погнать ее. Чтобы пресечь эти попытки, выдерживайте его на стойке, а при подъеме птицы шнур держите в руке, чтобы немедленно им удержать на месте собаку, а командой "лечь" или по поднятой руке положить на месте.
В последующие дни натаски, если вы убедитесь, что ваш ученик при взлете птицы ложится, освободите его от шнурка. Но даже при одной только попытке к посову за взлетевшей птицей повторяйте и повторяйте работу со шнуром, а затем без шнура, давая собаке по 5-6 работ при каждом выходе в поле. Когда ваш ученик уверенно начнет работать по дупелю, дайте ему работу по бекасу, а когда он освоит работу и по бекасу, переведите его на
луг или клеверное поле и натаскайте своего ученика по перепелам. Первичная натаска молодой собаки должна вестись пока только на болоте и в поле.
Но не всегда так бывает, что ваш воспитанник сразу станет на стойку и начнет работать по птице. Иногда прекрасно выполняя все команды и работая почти на правильном поиске, ваш ученик будет сталкивать дупелей или перепелов и продолжать поиск, совершенно не обращая внимания на поднятую дичь. Не советую в таком случае делать трагический вывод, что собака ваша не имеет чутья и охотничьей страсти. В этом вы ошибетесь. Ваш воспитанник еще просто не созрел для осмысленной работы. Вам придется ежедневно бывать с ним на болоте или лугу, давать ему обнюхивать места сидок столкнутой птицы и водить для натаски в места, обильные птицей, чтобы он чаще с ней встречался. Но вот приходит его время, и он неожиданно вас радует долгожданной первой стойкой. Но будьте к этому всегда готовы: все необходимое для натаски всегда должно быть с вами, чтобы проделать на первой же стойке все то, о чем мы рассказывали ранее, ибо ваш спокойный ученик может оказаться после первой стойки не в меру активным и. залихватски погнать поднятую птицу, не обращая внимания на ваши команды свистком, голосом или рукой. Вот здесь и должен сыграть свою роль шнур, которым вы удержите собаку на месте и по команде "лечь" - уложите. С робким же учеником может произойти и так. Подняв по вашей команде птицу (особенно дупеля) и услышав резкий звук от крыльев при взлете, ваш воспитанник боязливо присядет или в страхе даже бросится к вам. Успокойте, приласкайте его, дайте лакомый кусочек, а потом обнюхать место сидки поднятой птицы, похвалите еще, приласкайте, чтобы рассеять его страх, и снова пошлите в поиск, сняв с него шпур, такой ученик не погонит. Последующие работы рассеют его страх перед этим неизвестным, и он обязательно при взлете птицы будет ложиться.
Но иногда попадаются молодые легавые собаки третьего типа нервной деятельности - это возбудимого или безудержного типа (холерики). У них силен процесс возбуждения и слаб процесс торможения. Это самый неприятный, тяжелый в дрессировке и натаске тип, требующий от воспитателя большой выдержки, настойчивости и терпения. Если этого типа нервной деятельности ваш ученик плохо выдрессирован и вы не сумели отработать и закрепить в нем процесс торможения, т. е. приучить его четко выполнять ваши команды, то первый выход в охотничьи угодья доставит вам немало неприятностей. Обычно такой недоработанный дрессировкой ученик, посланный в места, где есть дичь, забывает все, чему его учили, и начинает во всю силу своих ног носиться по болоту или лугу, ничего не боясь, с ходу причуяв птицу, без всякой потяжки и стойки подымать ее на крыло и гнать, пока ее видит. Потеряв птицу, он вернется на ваш свисток. Немедленно возьмите его к ноге и, держа коротко на шнуре, по команде рукой или голосом "лечь" уложите. Ни в коем случае не наказывайте его. Дайте ему успокоиться. Ваш ученик горячится и пока не может сдерживать свою горячность. Ваша задача - помочь ему избавиться от этой горячности. Вот пес успокоился, возьмите его к ноге, коротко держа шнур в руке, ведите к месту, где села согнанная им птица. Шагов за 40-50 до того места пустите по команде "ищи" вашего непокорного ученика в поиск, твердо держа в руке петлю конца шнура. Если он попытается рваться вперед, дерните резко шнур и заставьте пойти на шнуре влево, если до этого вы его вели вправо, и сами идите в эту же сторону шагов 10-15, затем по свистку, а если потребуется - силой, с помощью шнура, поверните его для поиска в левую сторону и сами пройдите в эту же сторону шагов 10-15, и вновь повторите поворот по свистку и шнуром. Когда, же ваш воспитанник в нескольких шагах от места, где села птица, не причует ее, остановите его командой "стоять" и, крепко придерживая шнуром, дайте ему успокоиться. И когда он все же причует запах птицы, а затем пойдет к ней, крепко держите его на шнуре и не разрешайте идти быстро, успокаивайте, говоря: "тихо-тихо" (к этим словам он приучался при дрессировке). И вот ваш ученик сделал стойку по птице. Подойдите к нему и, крепко держа его на шнуре, подольше подержите на стойке, а затем уложите, успокойте и уже командой "подай" разрешите тихо продвинуться вперед и поднять птицу на крыло. При взлете птицы немедленно уложите вашего ученика, а бросится за птицей - рывком шнура уложите его. Если первую стойку ученик сделал и вы его выдержали на стойке и, удержав на месте при подъеме птицы, уложили - поздравьте себя и своего трудного ученика с добрым началом.
Теперь вам следует продолжать работу с ним по птице, пользуясь шнуром, которым вы сдерживаете его горячность. Но будьте при этом терпеливы и настойчивы. Поработайте с ним так несколько дней, и ваш ученик смирится, поняв, что от него требуют, и начнет спокойней работать, делать стойку, подымать птицу только по команде и не пытаться ее гнать. После этого пустите его в свободный поиск, но опять-таки со шнуром. При подводке к птице немедля подходите к нему, возьмите шнур в руку и, выдержав на стойке, посылайте поднять птицу.
Закрепив стойку, добившись четкой спокойной подачи птицы на крыло и выполнения команды "лечь", попробуйте послать вашего ученика в поиск теперь без шнура. Как только он будет четко работать по вашим командам, продолжите натаску без шнура. Но при малейшей попытке посунуться повторяйте работу на шнуре.
Бывают и такого типа молодые собаки, которые, причуяв птицу, сгоняют ее без подводки и стойки. В таком случае запасайтесь терпением и настойчивостью: вам придется немало дней походить с вашим учеником на шнуре, пока он поймет, что не надо бросаться к птице и спугивать ее, а надо подводить и затем делать стойку.
В таком случае натаску по птице следует чередовать с повторением курса дрессировки, особенно на закреплении послушания, а также отработку поиска в местах, где нет дичи, по заранее выложенным кусочкам. Обычно собаки этого типа нервной деятельности после того, как вы их выдрессируете и натаскаете по птице, дают много незабываемых впечатлений своей самостоятельностью, очень эффектной, страстной работе по птице и часто на полевых состязаниях именно они получают высокие расценки. Наградой за ваш упорный труд и терпение в данном случае будет то, что вы выработаете прекрасную подружейную легавую собаку, которая на состязаниях, да и на охоте, будет лучшей.
При натаске молодой собаки вы можете столкнуться и с другими нежелательными явлениями в ее поведении. Но все разновидности этих проявлений будут связаны, как правило, с упрямством или горячностью при встрече с птицей и в связи с этим - непослушанием. Поэтому любые попытки к своеволию собаки должны немедля исправляться с учетом данных ранее советов, целесообразных личных мер, типа нервной деятельности и характерных особенностей вашего ученика. Главное в таких случаях - не спешить, не горячиться самому и не допускать необдуманных действий, которые могут затормозить нормальный ход натаски вашего ученика, Если ваш ученик по характеру робок, а вы будете обращаться с ним грубо (кричать, дергать за шнур), когда он перед взлетевшей птицей или выстрелом вдруг оробеет,- то эта робость его может перейти в страх. Главное, что надо отрабатывать у молодой собаки,- это плавную подводку к причуянной птице и твердую стойку, с которой она только по команде сходит для подачи птицы на крыло, а при взлете ее чтобы немедленно ложилась. Этих качеств у вашего ученика, даже теряющего контроль над собой, можно достичь длительной, настойчивой работой с ним на шнуре. Раньше пользовались парфорсами - ошейниками с металлическими тупыми шпильками. Но лично мною это варварское орудие никогда не применялось, так как современные легавые собаки, особенно короткошерстные и жесткошерстные легавые, наследственно столь умны и послушны, в особенности после освоения курса дрессировки, что в большинстве случаев уже на 2-й день натаски работают без шнура, доставляя немало радости своим умом и добросовестным выполнением команд, отличным чутьем - их врожденным качеством.
_________________ "Никакое происхождение собаки не прибавляет дичи в угодьях и ума владельцу" - / Хохлов С.В./ Каждый упрощает все, до своего уровня понимания, и это в принципе правильно, только нельзя это навязывать другим ...
|