Выбор породы легавой
С. Качиони Год охотника настольный справочник-календарь
Легавые бывают английские и континентальные. Под первыми понимаются собаки пород, выведенных на Британских островах, а под вторыми - созданные на континенте Европы.
Кроме того, по характеру и свойствам своей шерсти легавые делятся на короткошерстных, длинношерстных и жесткошерстных. К английской группе легавых относятся короткошерстный пойнтер и длинношерстные английский сеттер, ирландский сеттер и сеттер-гордон.
Что касается континентальных легавых, то пород в этой группе очень много: две итальянских, девять французских и девять германских. Но итальянские и французские собаки к нам вообще никогда не попадали (главным образом, по причине отсутствия у них каких бы то ни было преимуществ по сравнению с „англичанами" и „немцами"), а из германских лишь одна разновидность короткошерстных легавых, а именно курцхар (рис. 33) пользуется у нас более или менее широким распространением. Поэтому в дальнейшем только он и будет иметься в виду, когда речь будет итти о континентальных, или немецких, легавых.
Собираясь заводить легавую, приходится прежде всего задаваться вопросом, какой из многочисленных пород отдать предпочтение.
При решении следует учитывать три момента:
1) врожденные рабочие качества и особые свойства, присущие собакам той или иной породы;
2) природные условия края, где живет охотник, и те виды дичи, по которым преимущественно будет производиться охота;
3) степень собственной „квалификации" не в охоте вообще, а именно в деле охоты с легавой, в умении руководить работой собаки.
Что касается врожденных полевых качеств легавой, то в этом отношении несомненно превосходны все английские породы и притом в одинаковой степени, так что ответить на вопрос, какая же из них в этом смысле лучше, невозможно. Ни результаты международных полевых испытаний, ни долголетний наш и мировой охотничий опыт не дают пока никаких оснований присудить первенство той или иной из английских пород.
Исключением является один только шотландский сеттер-гордон, который по ряду причин в настоящее время явно уступает остальным. Отдельные превосходные во всех отношениях собаки и сейчас еще попадаются среди гордонов, но в массе своей, как порода, гордоны теперь уже не могут соперничать ни с пойнтерами, ни с двумя остальными расами сеттеров.
По силе чутья, быстроте хода и широте поиска, а также и по степени проявляемой в работе охотничьей страсти, английские легавые безусловно не имеют себе равных. В очень большом среднем они несомненно стоят выше всех континентальных пород, и если бы вопрос выбора легавой решался только в плоскости сравнения одних полевых качеств, то и вопроса такого, в сущности, не возникало бы: пальма первенства в этом отношении безусловно принадлежит „англичанам".
Из них, в частности, короткошерстный пойнтер особенно пригоден для охот в сравнительно теплых краях, так как он довольно легко переносит жару и гораздо больше страдает от холода и сырости. Поэтому, что касается рода дичи, то, например, для охот по куропаткам и перепелам в открытых маловодных местностях несомненно предпочтителен пойнтер.
Лучше одетые сеттера не так боятся холода, а также колючих зарослей. Зато в зной они быстро выматываются, и вода на охоте для них совершенно необходима.
Однако сам по себе факт наличия огромной силы чутья, быстроты хода и широты поиска,-этих главных и действительно великолепных достоинств английских собак,- еще не обеспечивает целесообразного разрешения вопроса о выборе легавой. Ведь конечной целью этого выбора является не только наличие таких качеств у собаки, но и фактическая возможность использования их в интересах охотника.
А с этой точки зрения весьма серьезного внимания заслуживает справедливое указание известного кинолога и собаковода М. Д. Менделеевой-Кузьминой:
„В английской легавой эти три качества преподнесены в такой оправе, что часто ими или пользоваться нельзя, или они становятся бесполезны, или прямо даже вредны. На что громадное чутье, когда оно принадлежит слишком горячей, трудно управляемой собаке, с которой в лес не суйся? Неукротимый широкий поиск будет мешать охоте и тоже негоден в лесу. Вреден и слишком быстрый ход, которого хватает лишь на короткое время".
Не менее основательно мнение другого кинолога А. С. Тюльпанова:
„Для наших охот, для леса, для осенних высыпок вальдшнепа, для кустарника, где любят держаться куропатки, для ржавых болот с грязной и кугой, где любят держаться бекас и гаршнеп, для кочковатого потного луга, где осаживается пролетный дупель,- нужна собака с умеренно широким поиском, с не быстрым, во все лопатки, ходом, но с верным чутьем. Нужна собака, приученная подавать убитую птицу, не гоняющая после выстрела промазанную или шумовую птицу, спокойная, не горячая, послушная и, главное, умная. Такая собака одинаково годна в лесу и в поле. В поле она сама, видя хозяина, пойдет смелее и шире. В чаще и в лесу, теряя его из глаз и не видя близко, она сбавит ход, пойдет короче, осторожнее, прислушиваясь к шороху шагов хозяина, к его тихому свисту, к малейшему шелесту бегущего впереди и уводимого старкой выводка. Нечего и говорить, что с такой собакой и к августовскому тетереву в черном пере, и к глухарю-линьку, и к настеганному бекасу под самым городом подберешься вернее и на верную для среднею ружья убойную дистанцию, чем с быстроногой, напролом прущей так что стон стоит, собакой".
Но вытекающая из приведенных высказываний характеристика наиболее желательной для практических целей охоты легавой целиком подходит для обрисовки рабочих качеств и вообще типических особенностей континентальных курцхаров, которые в массе своей, как порода, полностью удовлетворяют всем сформулированным выше требованиям.
К этому нужно добавить, что английские легавые - и особенно сеттера - по присущей им горячности и свойственному многим упрямству не так легко поддаются дрессировке и далеко не всегда принимаются за работу по первому полю (т. е. в первый сезон охоты с ними). Большинство „англичан" требует, как правило, повторительного курса дрессировки и натаски на другой год охоты с ними и очень внимательного наблюдения за ними со стороны охотника.
Иными словами, два сезона приходится думать больше о собаке, чем об охоте и стрельбе, что, конечно, и утомительно и неудобно.
В противоположность этому курцхар, по словам той же М. Д. Менделеевой-Кузьминой, „в отношении податливости к дрессировке и натаске просто бесподобен: он положительно рожден готовым для охоты".
Эта аттестация континентальных легавых проверена на практике и неизменно подтверждается за крайне редкими, единичными исключениями.
При почти полном отсутствии профессионалов-егерей, при невозможности для большинства охотников пользоваться услугами этих специалистов даже в тех немногих центрах, где они имеются, и при вытекающей отсюда необходимости для охотника самому натаскивать свою собаку - отмеченное выше качество континентальной легавой приобретает особо важное значение.
Наконец, есть у этих собак и еще два существенных преимущества перед английскими.
1. Немецкие легавые обладают врожденной наклонностью к поноске и чрезвычайно легко приучаются подавать убитую дичь на сухом и из воды. В противоположность этому большинство собак английских пород обычно только с большим трудом приучается к подаче, а некоторые так и не могут преодолеть присущего им отвращения к аппортированию убитой дичи.
Такое отрицательное, на наш взгляд, свойство английских легавых объясняется тем, что в Англии никогда не требуют от легавой подачи, пользуясь для этой цели услугами специальных собак - ретриверов. Поэтому у пойнтеров и сеттеров соответствующий инстинкт или навык и не выработан.
В наших условиях отказ от подачи собакой убитой дичи сопряжен во многих случаях с рядом неудобств, а иногда и с фактической невозможностью получить застреленную птицу. Поэтому врожденная и наследственно передаваемая склонность континентальных легавых к поноске является немаловажным соображением в пользу выбора именно этой породы легавых.
2. Страдая от жары меньше длинношерстных сеттеров, курцхары вместе с тем при своей хотя и короткой, но весьма густой и плотной шерсти не хуже их переносят сырость и холод и несравненно менее чувствительны к атмосферным воздействиям, чем зябкие от природы и вообще очень нежные пойнтера.
Подводя итоги, следует сказать, что решающим обстоятельством в деле выбора породы легавой должен быть третий из указанных здесь в своем месте моментов, а именно: степень умения самого охотника обращаться с собакой и руководить ее работой в поле.
Выбор той или иной породы легавой разумнее всего определять в конечном счете охотничьим „профилем" ее будущего хозяина.
Охотник, способный, не увлекаясь до самозабвения стрельбой, непрестанно во время охоты держать свою собаку в руках; или охотник, не рискующий испортить собственным неразумным поведением и дурным примером даже наилучшим образом дрессированную и натасканную легавую; или, наконец, охотник, которому страстная и стильная работа собаки доставляет едва ли не большее наслаждение, чем самый процесс охоты и ее результаты,- такие охотники должны брать только легавую любой из английских пород (кроме сеттера-гордона).
Охотник же слишком горячий, чтобы заниматься в поле чем бы то ни было, кроме дичи и стрельбы по ней; или охотник, не желающий почему-либо утруждать себя постоянным неусыпным надзором за поведением собаки; или охотник, который по условиям ли местности, по личным ли склонностям охотится исключительно в лесу; или, наконец, охотник, видящий в легавой только технического помощника, а потому не придающий особого значения захватывающей красоте стиля в работе собаки,- такие охотники не сделают ошибки, остановив свой выбор на курцхаре.
Эту же породу следует особенно рекомендовать в наших охотничьих условиях всем начинающим охотникам.
_________________ "Никакое происхождение собаки не прибавляет дичи в угодьях и ума владельцу" - / Хохлов С.В./ Каждый упрощает все, до своего уровня понимания, и это в принципе правильно, только нельзя это навязывать другим ...
|