Дрессировка легавой
С. Качиони Год охотника настольный справочник-календарь
Современная легавая собака любой из указанных здесь пород обладает врожденным инстинктом, заставляющим ее находить пернатую дичь и замирать над ней на стойке, как бы готовясь сделать прыжок, чтобы поймать затаившуюся птицу. Кроме того, в результате тысячелетней службы длинного ряда своих предков легавая обладает такой же врожденной склонностью к сознательному сотрудничеству с человеком на охоте.
Задача охотника состоит в том, чтобы соответствующим воспитанием развить и укрепить у щенка эту склонность легавой сознательно подчинять свою волю и интересы воле и интересам человека.
Далее, надлежащей дрессировкой необходимо создать у щенка несколько нужных на охоте технических навыков и, в заключение, умелой натаской не только вызвать пробуждение природного охотничьего инстинкта, но и придать проявлениям его целесообразные для возможности и успешности совместной охоты формы.
Оба драгоценных для охотника свойства легавой - страсть к охоте и понимание своего сотрудничества с человеком в подчиненной, его интересам форме - являются характерными отличиями именно легавых, а не всех вообще собак, и передаются наследственно. Поэтому, с одной стороны, только породистая легавая, без примеси крови других каких-либо собак, обладает в полной мере задатками обоих этих качеств, с другой стороны, степень их проявления зависит от того, насколько эти качества были развиты в предыдущих поколениях данного представителя легавых.
Отсюда вытекают и два основных правила, соблюдение которых абсолютно необходимо при выборе щенка.
1. Брать щенка следует только от породистых, кровных производителей, т. е., говоря практически, имеющих полную родословную (не менее трех поколений, зарегистрированных в родословных книгах соответствующих собаководческих организаций).
2. Предпочтение должно быть отдано такому щенку, предки которого, а в особенности отец и мать, отличались своими качествами на охоте (например, получали те или иные награды на полевых испытаниях или известны, как заведомо чутьистые, хорошие работники).
Кровные щенки, происходящие от испытанных полевых собак, как правило, несравненно легче поддаются дрессировке и особенно натаске. Только по отношению к ним и есть смысл затрачивать то время и труд (а также и материальные расходы по содержанию щенка), каких требует нелегкая в общем задача воспитать себе хорошую охотничью собаку.
Брать щенка лучше всего, когда ему исполнится l 1/2-2 месяца. Щенки весенних пометов, обычно мартовских или апрельских, предпочтительнее во всех отношениях. Их легче и удобнее приучать к чистоте, пользуясь теплым временем года, и они по той же причине могут дольше и больше оставаться на воздухе в первые месяцы своей жизни, что весьма важно для развивающегося организма животного. Наконец, на следующее лето, к моменту натаски, они достигнут наиболее подходящего для начала ее возраста.
Под воспитанием следует разуметь не уход за щенком, а ту систему обращения с ним, под воздействием которой с первых же дней начинает создаваться абсолютный авторитет воспитателя, полное доверие к последнему со стороны щенка и твердая привычка его к безотказному немедленному исполнению всех приказаний хозяина.
В основу воспитания должны быть положены: 1) любовь к щенку, вызывающая у него еще более преданную ответную любовь к своему хозяину, 2) ласковое ровное обращение, 3) ясность и разумность предъявляемых требований, 4) неумолимая спокойная настойчивость в деле их выполнения и 5) недопустимость какого бы то ни было обмана в обращении со щенком.
К области воспитания относятся также меры поощрительные и карательные. Первым должна служить похвала словами и самым тоном голоса, каким эти слова произносятся, ласка и дача какого-нибудь лакомства. Наказаниями являются выговор, пристыживание щенка опять-таки не только словами, но и укоризненностью тона ( в чем собаки вообще и щенки в том числе прекрасно разбираются), резкий окрик, легкий шлепок или щелчок и, наконец, только в крайних случаях один-два (но не больше!) удара плетью. Битье собаки, как таковое, недопустимо ни при каких условиях. При сколько-нибудь правильном воспитании в этом вообще никогда не может встретиться надобности.
Что касается собственно дрессировки, то обучать щенка следует только тому, что практически необходимо для охоты с ним в соответствии с назначением легавой. Пусть щенок к моменту натаски его знает немного, но это немногое он должен знать совершенно твердо и выполнять по требованию мгновенно и безотказно.
Для управления собакой лучше всего пользоваться русским языком,, не употребляя иностранных слов, как это без всякой нужды было принято раньше.
Кличку свою и свисток, „на место", „гулять", „нельзя" „возьми", „сядь", „ляг", „вперед", „назад", „ищи",- вот небольшой перечень тех приказаний, которые в результате дрессировки должен понимать и выполнять щенок ко времени вывода его на болото или в лес для натаски. К этому следует еще добавить слово „подай", если желательно обучить щенка поноске.
Начинать дрессировку щенка можно не раньше, чем когда ему исполнится два месяца.
Прежде всего щепка приучают знать свою постельку и отправляться туда по приказанию „на место". На первых порах отдачу этого приказания следует приурочивать к тем моментам, когда уже привыкший к своей постельке щенок сам отправляется туда, чтобы отдохнуть после игры или еды. Каждый раз в таких случаях надо напутствовать его громким „на место", чтобы у щенка эта команда постепенно ассоциировалась с представлением о своей постельке.
Через несколько дней можно начать предъявлять ему это требование и в любое другое время. Если щенок еще не понимает, что от него хотят, надо ласково и бережно, отнюдь не пугая щенка и не причиняя ему боли, тихонько подталкивать его по направлению к постельке и, наконец, уложить на нее, не переставая все время отчетливо приговаривать-„на место".
В этот же период (имеется в виду первый месяц дрессировки) щенок приучается знать свою кличку. Ее следует произносить каждый раз при обращении к щенку, при отправке его на место и особенно при даче корма, приманивая щенка к посудинке с едой.
Параллельно с этим идет к приучение щенка к свистку, который на первых порах заменяется естественным свистом губами самого хозяина. Подзывая щенка к еде, надо не только повторять его кличку, но и посвистывать. Сначала к кличке и свистку щенка приучают, показывая ему блюдечко с кормом и держа его совсем близко от щенка. Потом расстояние это нужно постепенно увеличивать и, наконец, звать щенка кличкой и свистом к корму так, чтобы он последнего не видел, лучше всего из другой комнаты.
Зов одновременно кличкой и свистом следует практиковать во всякое время, а не только при кормлении. Потом надо пробовать призывать щенка одним только свистом и за явку его надо на первых порах награждать каким-нибудь лакомством.
Впоследствии переход со свиста губами на свисток не создаст каких-либо затруднений: щенок с этим быстро осваивается.
С первых же дней дрессировки необходимо начать и приучение щенка к чистоте. Добиться, чтобы уже к 3- 31/2 месяцам своей жизни щенок сам просился из комнаты - не трудно, но это требует постоянного внимательного наблюдения за четвероногим питомцем. Секрет заключается в том, чтобы фактически не давать щенку возможности напачкать в комнате, чтобы у него создалось и прочно укоренилось представление, что это делается только на улице.
Как только щенок озабоченно засуетится (что обычно не трудно заметить по особой деловой походке его) или тем более просто присядет, нужно быстро подхватывать его за шиворот и, приговаривая „гулять", „гулять", так же быстро выносить на двор. Здесь сделавшего свое дело щенка надо похвалить, погладить, даже дать какой-нибудь вкусный кусочек и затем принести или привести в комнату.
Кроме того, надо обязательно выпускать щенка на улицу каждый раз немедленно после дачи ему корма и оставлять его там побегать. То же следует делать утром и на ночь, лучше всего регулярно в одни и те же часы.
С достижением трехмесячного возраста щенок вполне способен усвоить понятия „нельзя" и „возьми". Приучают к этому при каждой даче корма, что бывает не реже четырех раз в день.
К ошейнику, который к этому времени уже должен носить щенок, прикрепляют сворку. Когда щенок направится к поставленной миске с едой, надо удержать его за сворку на расстоянии, примерно, полуметра откорма, повторяя несколько раз внушительно и строго „нельзя". Спустя минуту щенку позволяют приступить к еде, говоря ему „возьми".
Когда через несколько уроков щенок поймет, что от него требуется, сворку нужно снять, добиваясь, чтобы щенок по собственному побуждению не принимался за еду, пока это не будет ему позволено разрешением -„возьми".
После этого можно перейти к следующему уроку, к приучению щенка ложиться по приказанию-„ляг". Так как оно представляет собой основу успешности будущей натаски щенка, как могущественное средство подавления своевольных порывов молодого животного и выработки у него надлежащей выдержки, то к этому уроку надо относиться особенно строго и серьезно. Необходимо добиться в окончательном результате, чтобы по приказанию „ляг" собака мгновенно падала, как пораженная громом, где бы и когда бы эта команда ее ни застала. Собака, ложащаяся не сразу и не на том месте, где ею услышано было это требование, а тем более собака вообще неохотно ему подчиняющаяся или даже совсем не подчиняющаяся, не может быть названа дрессированной. Она - не в руках у своего хозяина, натаскивать ее и охотиться с ней одинаково трудно. Это, в сущности, не охотничья собака.
Первые уроки ложиться по приказанию даются, как всегда, при кормежке. Щенку, уже знающему, что приниматься за еду без разрешения нельзя, и потому остановившемуся у своей чашки в ожидании слова „возьми", говорят вместо него „ляг". Одновременно кладут руку ему на спину и легким надавливанием на нее заставляют улечься, не обращая пока внимания на его позу. Продержав так щенка несколько секунд, позволяют ему приступить, к еде.
Повторяя этот прием при каждой даче корма, постепенно увеличивают продолжительность лежания, добиваясь в то же время, чтобы щенок ложился по команде сам, не дожидаясь понудительного давления руки.
Когда это будет достигнуто, нужно одновременно с командой „ляг" поднимать руку, держа ее вытянутой параллельно полу. С течением времени щенок будет укладываться по одному поднятию руки, которое для него станет равносильным соответствующей словесной команде. Это необходимо для того, чтобы впоследствии при натаске или на охоте, когда не всегда может быть услышано собакой приказание, отданное голосом, можно было управлять ею всегда видными жестами.
Затем приучают щенка исполнять команду „ляг" не только перед дачей ему корма, но и в любое другое время, повторяя эти уроки как можно чаще, но отнюдь не докучая щенку их продолжительностью: вполне достаточно, если в один сеанс он дважды уляжется по приказанию. Выдержав щенка некоторое время на лежке, надо затем, чтобы прекратить ее, подозвать его к себе и не забывать каждый раз похвалить и поощрить вкусными кусочками.
Постепенно надо увеличивать и время, в течение которого должен лежать щенок и расстояние, на котором отдается ему приказание „ляг" (каждый раз с поднятой рукой, а потом и по одной только поднятой руке). Необходимо, чтобы щенок ложился на том именно месте, где застала его команда, и лежал, не пытаясь встать до призывного свиста хозяина. Если щенок, как это часто бывает, пытается сначала приблизиться к йогам хозяина, чтобы улечься поближе к нему, надо спокойно отвести его на замеченную точку пола, все время приговаривая „ляг", и именно там уложить щенка, а самому обязательно отойти после этого на место, с которого была голосом или рукой подана команда.
Точно так же следует поступать и в случаях, когда щенок встанет самовольно. Нужно строго окрикнуть ослушавшегося щенка, уложить его на старом месте и, выдержав некоторое время, позволить встать. При последующих случаях ослушания можно легонько шлепнуть щенка, чтобы он понимал недопустимость своего проступка.
В этот период следует уже добиваться, чтобы щенок лежал в правильной позе: на брюхе, с подобранными к телу и поставленными перпендикулярно к нему задними лапами и вытянутыми вперед передними. При этом голова должна быть опущена вниз и положена на передние лапы, а не поднята кверху. Описанную позу придают щенку, когда он уже ляжет, пригибая главным образом голову вниз и делая это систематически каждый раз, когда он будет пробовать снова ее поднять.
Весной, с перенесением уроков дрессировки в поле, нужно добиваться: 1) чтобы собака ложилась по поднятой руке на любом расстоянии от охотника и 2) чтобы она лежала так до свистка даже тогда, если хозяин скрылся с ее глаз. В случаях ослушания надо действовать старыми мерами: принудительно укладывать собаку на нужном месте, на котором она не легла или с которого сошла до разрешении, и при необходимости прибегнуть к удару плетью, если другие способы воздействия окажутся недостаточными.
Урок „сядь"- один из наиболее простых. Усевшись сам, охотник подзывает к себе щенка и, держа в руках какое-нибудь лакомство, отдает эту команду щенку. Одновременно рукой он надавливает ему зад, усаживая его силой. Как только щенок сел под давлением руки важно его похвалить и дать кусочек. Таким способом можно научить собаку садиться в два-три урока.
Приказание „ищи" тоже усваивается щенком очень быстро и охотно, так как исполнение каждый раз вознаграждается найденным вкусным кусочком. Его бросают так, чтобы щенок не видел этого, и затем, повторяя слово „ищи", сначала подводят щенка к брошенному лакомству, а через урок-два предоставляют искать самому.
При этом уроке повторяют обязательно все пройденное: щенок не должен съедать найденное лакомство без разрешения, должен ложиться перед ним по команде и т. д. Всяких вариаций тут может быть множество, и их следует, конечно, практиковать ежедневно и даже не по разу. Не следует только при этом делать каких бы то ни было заключений о чутье щенка: они всегда будут ошибочны, так как в комнате масса разнообразных запахов, сбивающих щенка, нет ветра и у самого щенка нет опыта в пользовании тем драгоценным аппаратом, каким снабдила его природа.
Этим уроком заканчивается курс комнатной дрессировки щенка, если только не собираются почему-либо приучить его к подаче убитой дичи. В противном случае месяцев с 3-4 надо начать обучение его поноске и сначала вести его в форме игры, при чем, конечно, никакое принуждение, а тем более наказание в этом случае совершенно недопустимо.
Играя со щенком, бросают ему какой-нибудь легкий предмет, в роде тряпичного мячика и т. п., такого веса и формы, чтобы щенок легко мог взять его в рот и нести. При этом командуют щенку „возьми" или „подай". Заинтересовывая щенка игрой, каждое стремление его носить эту игрушку надо всячески поощрять, и скоро таким образом можно добиться того, что щенок начнет охотно приносить игрушку дрессировщику.
Такой навык необходимо закреплять лаской и поощрением лакомствами. Все дело заключается в том, чтобы у щенка создалась связь между актом приноса хозяину предмета и последующей за этим награды. Постепенно у щенка выработается привычка к подаче брошенных ему предметов, которую закрепляют возможно частыми повторениями.
Неудачи получаются обычно вследствие желания дрессировщика поскорей достигнуть конечной цели - безотказной подачи. Следует помнить, что для щенка это игра, которую он прекращает, как только она ему надоест. Поэтому и дрессировщик должен сам немедленно прекращать игру - дрессировку, заметив, что щенок, вместо подачи, начинает заниматься нежелательным для целей обучения развлечением, например рвать поноску и т. п.
Когда у щенка создастся необходимый навык к поноске, дрессировщик постепенно должен начать внушать молодой собаке, что отказ от выполнения приказания является уже проступком. Но это ни в каком случае не делается путем окриков и вообще наказаний; допустимы только укоризна, лишение награды и наоборот - усиленное поощрение, когда после проявления упрямства приказ о подаче будет все же выполнен. Теперь это уже не игра, а дрессировка. И если в первый период игру прекращают тотчас же, как замечено нежелание щенка подавать брошенный предмет, то сейчас, когда у подросшего щенка уже закреплена привычка к аппортированию необходимо, наоборот, требовать, чтобы подача была произведена. Здесь уже допустимы и легкие наказания. Необходимо только категорически предостеречь от применения плети: этим наверняка испортишь все дело. Наказание ею допустимо в исключительных случаях, только тогда, когда собака не должна чего-либо делать, но вопреки запрещению все-таки делает. Поноска же - совсем другое: тут собака должна проявить активность, которую побоями вызвать вообще нельзя.
Когда собака безотказно подает брошенные предметы - основное сделано, и можно приступить к дальнейшему обучению: подавать только по приказанию. Для этого систематически сначала удерживают собаку при попытке ее кинуться к брошенному предмету, а затем посылают для приноса. В конечном результате собака не должна сама бросаться за поноской, а выдержанно ожидать приказа.
Приучать собаку к подаче из воды надо не ранее 7-8-месячного возраста и притом только летом, когда вода не холодна, во время купанья. Никогда не следует бросать или насильственно загонять собаку в воду. Если ученик боится еще непривычной для него стихии, то дрессировщик, перейдя или переплыв неширокий водоем (обычно речку), уходит, не обращая внимания на оставшуюся на другом берегу собаку. Той волей-неволей придется перебраться через воду, чтобы следовать за хозяином. Повторением таких приемов легко и без насилия достигаются нужные результаты.
Приучив собаку к воде, проделывают при каждом удобном случае те же упражнения с поноской на воде, которые собака уже усвоила ранее на суше.
Специально обучать подаче убитой дичи излишне. Конечно, можно перед охотой поупражняться и с птицами, не внушающими собаке отвращения (например, голубь), но это не так уже необходимо: дичь сама по себе настолько интересна для собаки, что аппортирование ее дается без всякого труда.
Обладающую уже всеми указанными здесь навыками молодую собаку надо еще обучить выполнению требований „вперед" и „назад". Это уже удобнее делать вне дома.
Начинать следует с последней команды. Для этого берут собаку на сворку очень коротко и идут, держа собаку у левой ноги. При попытках порываться вперед - одергивают, повторяя слово „назад". Через некоторое время отпускают сворку со словами „вперед", „вперед" и предоставляют собаке свободу побегать. Затем снова подзывают к себе, отдают приказание „назад" и действуют описанным выше образом.
Чередуя по нескольку раз за время прогулки эти приказания, повторяют урок до тех пор, пока собака не привыкнет исполнять его и без сворки.
Командуя „вперед", всегда надо указывать желаемое направление выброшенной рукой и на первых порах и самому бросаться в этом направлении, приглашая собаку следовать за собой. С течением времени она научится итти именно туда, куда ей будет показывать вытянутая рука хозяина.
Вне дома надо систематически повторить весь курс усвоенных собакой знаний, добиваясь безотказного и отчетливого выполнения собакой отдаваемых ей приказаний и особенно, как уже говорилось, команды „ляг".
На этом дрессировка легавой может считаться законченной. Можно приступать к самой интересной части обучения легавой - к натаске ее по дичи.
_________________ "Никакое происхождение собаки не прибавляет дичи в угодьях и ума владельцу" - / Хохлов С.В./ Каждый упрощает все, до своего уровня понимания, и это в принципе правильно, только нельзя это навязывать другим ...
|