Дрессировка охотничьей собаки...
При обучении собаки дрессировщик добивается от нее выполнения определенных приемов, а также выработки навыков, необходимых в быту и на охоте.
Маленький щенок способен на целый ряд сложных действий благодаря наличию у него врожденных рефлексов самозащиты, пищевого и других.
Первоначально при кормлении щенок реагирует только на безусловные раздражители, например корм, его запах и вкус, но постепенно звон посуды и другие сигналы, предшествующие даче корма, начинают вызывать такие же реакции, как и сам корм. Эти сигналы называются условными раздражителями, а действия, ими вызванные,- условными рефлексами.
Обучая собаку, охотник добивается от нее выполнения приема по команде, которая является условным раздражителем. Например, при отработке приема «сидеть» дают соответствующую команду, затем, приподнимая собаку за ошейник и нажимая на крестец, механически заставляют ее сесть и тотчас закрепляют рефлекс дачей лакомства. При многократном повторении этого приема собака начинает садиться по команде, не ожидая насильственной посадки, т. е. у нее закрепился условный рефлекс на приказание «Сидеть!».
Добиваясь выполнения того или иного приема, следует постоянно помнить, что действия собаки, даже самые сложные, осуществляются как следствие врожденных инстинктов и приобретенных рефлексов. Отвлеченное мышление и понимание человеческой речи в образах и понятиях недоступно животным. Поэтому обучение должно строиться на постепенном усложнении требуемых рефлексов, при единообразии команд и очень осторожном применении наказаний, допустимых лишь непосредственно за проступком собаки.
Мне хорошо запомнился случай, когда знакомый охотник долго не мог подозвать легавую, рассердился и, заманив в подъезд командой «Домой!», крепко ее вздул. Собака не поняла своей «вины», а команда «Домой!» стала для нее угрозой, после которой ее трудно было поймать...
«Очеловечивая» собаку, т. е. отождествляя ее действия и восприятия с человеческими, дрессировщик нередко портит ее.
Важно помнить о возможности возникновения нежелательных связей в памяти собаки при ее обучении. Так, например, необходимо, чтобы освобожденная от поводка собака не уносилась гулять, не получив на то разрешения. Но стоит несколько раз отстегнуть поводок с одновременной дачей команды «Гуляй!», как ваш питомец научится удирать на прогулку не дожидаясь команды. Во избежание этого пускать собаку бегать нужно не тотчас после отстегивания поводка, а чуть помедлив и строго следя, чтобы пес не удирал без разрешения.
Дрессировщик должен постоянно помнить об ограниченности восприятия навыков у собак и не позволять себе аналогий между мышлением человека и своего четвероногого воспитанника.
Обучать собак необходимо с учетом их индивидуальных особенностей. Одни из них усваивают требуемое очень быстро, другие только при многократном повторении каждого урока. Для одних лучшим поощрением служит лакомство, для других - ласка, к третьим приходится применять строгость. Как правило, стандартный подход к собаке приводит к целому ряду неудач по вине дрессировщика.
В процессе выращивания каждая легавая должна быть приучена:
1. Не пачкать в доме.
2. Знать свою кличку.
3. Знать свое место.
4. Являться по приказанию.
5. Ходить на поводке и в наморднике.
6. Садиться и ложиться по приказанию.
7. Не брать пищу без разрешения и прекращать всякое нежелательное действие по команде «Нельзя!» или другому сигналу.
В ряде случаев собаки еще должны подавать поноску и спокойно вести себя при перевозке в лодке или езде в машине.
Требуемым приемам и навыкам можно обучить собаку любого возраста, но лучше, да и легче, до года. Это способствует правильному развитию щенка и значительно упрощает работу с ним в период натаски.
Приучение щенка к чистоте. Еще у далеких предков собак, имевших постоянные логова, выработались привычки поддерживать в них чистоту. Даже слепой щенок перед отправлением естественных надобностей делает несколько неуверенных шагов назад или в сторону, чтобы не запачкать гнездо. Позже, в возрасте 2-3 месяцев, он уже стремится выйти за дому, и следует лишь следить за ним, выводя во двор после кормления, пробуждения от сна или при проявлении характерного беспокойства.
Приучение к чистоте может быть ускорено, если с 1,5-2 месяцев при попытке щенка оправиться давать команду «Нельзя!» и удалять его из помещения. Но при невозможности свободно выпускать щенка на улицу приходится либо примириться с необходимостью убирать за ним до 6-7 месяцев, либо приучить малыша пользоваться специальным ящиком или противнем с песком. Первоначально песок следует ставить в непосредственной близости от подстилки щенка; позднее можно ставить дальше и даже за дверь. При этом щенок быстрее привыкает проситься наружу, а когда он несколько подрастет и выпускать его нужно будет не столь часто, песок, можно будет убрать вовсе.
Приучение щенка к кличке. Кличка собаки является как бы командой «Внимание!».
Как и всякая команда, кличка должна быть короткой и звучной. Искажение клички, придание ей уменьшительных и ласкательных окончаний нежелательно. Следует, избегать избитых, очень распространенных кличек, так же как и слишком вычурных, претенциозных. Нельзя давать собакам имена людей.
Приучение к кличке осуществляется в процессе общения с собакой и закрепляется дачей лакомства, лаской, игрой, прогулкой и т. п.
Приучение к поводку. Первоначально щенок приучается к ошейнику. Это происходит почти незаметно, так как ошейник не стесняет его движений.
Приучать щенка к поводку следует в возрасте 2-3 месяцев, после того как он уже привык к ошейнику. Вначале щенка берут на поводок на очень короткое время, отвлекая его от попытки сопротивления лаской или игрой. Постепенно щенок привыкает к движению на привязи, тем более что его берут на поводок всегда перед долгожданной прогулкой. До полугода малыша не следует резко одергивать, даже если он иногда сильно тянет вперед.
Позднее приучают щенка ходить рядом, не натягивая поводок. Для этого первое время ходят с ним вдоль заборов и стен, удерживая его командой «Рядом!», одергиванием поводка и помахиванием перед носом хлыстом или прутом.
Вначале собаку приходится водить на коротком повод, ке. Постепенно, по мере усвоения команды, поводок ослабляют и одергивают лишь в случае надобности.
За выполнение команды «Рядом!» собаку поощряют лаской или лакомством.
Непослушных собак приучают к хождению рядом, пользуясь парфорсом (колючий ошейник) или ошейником-удавкой.
Длительное торможение всевозможных побуждений собаки при хождении рядом делает этот прием одним из самых трудных. Поэтому обучать ему следует предварительно набегавшуюся собаку, чередуя хождение рядом с другими приемами и свободной прогулкой без поводка.
По мере обучения прием усложняется хождением у ноги по открытой местности, хождением с опущенным коротким поводком и без него и хождением сзади ведущего, что необходимо в лесу.
Основной прием, который обеспечивает послушание собаки, это подход к дрессировщику по команде. Однако лишь очень немногие собаки выполняют его безукоризненно. Порой охотнику приходится не подзывать своего воспитанника, а ловить. Случалось встречать даже таких охотников, которым для поимки собаки приходилось инсценировать привал и завтрак.
Поэтому с раннего возраста следует добиваться, чтобы щенок подходил к воспитателю по первому требованию. Общение с хозяином всегда приятно для собаки, и в домашних условиях научить щенка являться по команде «Ко мне!» нетрудно.
Первоначально привлекают внимание собаки кличкой, затем дают команду «Ко мне!». Во всех случаях подхода собаки по приказанию ее поощряют лакомством, лаской, игрой и т. п.
Нередко собака, которая отлично слушается в доме, совсем выходит из повиновения во дворе, на улице и в поле. Чаще всего это происходит в результате ошибок дрессировщика.
Одной из частых ошибок является дача команды «Ко мне!» в первые минуты пребывания на прогулке. Щенок возбужден, ему хочется порезвиться, и данный не вовремя приказ остается невыполненным. Стоит этому повториться несколько раз, и непослушание у вашего питомца войдет в привычку.
Поэтому не следует заниматься обучением собаки в самом начале прогулки, в моменты возбуждения или по" вышенной заинтересованности чем-либо. Если вы предвидите, что в данный момент собака не будет слушаться, - воздержитесь давать команду. А через несколько минут она успокоится и охотно выполнит приказание.
Иногда с командой о подходе у собаки связываются неприятные впечатления, т. е. возникают нежелательные рефлекторные связи.
Так бывает, если она провинилась в стороне от владельца, затем подошла по приказанию «Ко мне!» и была наказана. У собаки «короткая память», и полученная неприятность связывается в ее сознании не с проступком, а с выполнением команды.
У многих дрессировщиков команда «Ко мне!» всегда предшествует окончанию прогулки с собакой и взятию ее на поводок, что также служит причиной непослушания. Во избежание этого полезно иногда подзывать собаку с тем, чтобы приласкать ее, угостить чем-либо вкусным, а затем вновь отпустить побегать.
Мне не раз приходилось видеть собак, которые с большой опаской подходили к хозяину из-за того, что их грубо хватали за шиворот, когда брали на поводок, или надевали тугой ошейник через голову, причиняя боль.
Когда собака, испорченная неправильным воспитанием, не подходит по команде, следует обучать ее на длинной веревке.
Выполнение команды «На место!» становится совершенно необходимым с первых дней появления собаки в доме охотника. Для этого достаточно несколько раз отвести сытого и набегавшегося щенка в угол, дав предварительно требуемую команду.
Когда щенок в возрасте 2-3 месяцев уже знает эту команду, но почему-либо не хочет ее выполнять, приходится прибегать к легкому принуждению шлепком. В возрасте 3-4 месяцев приказание «На место!» сопровождается последующим приказом «Лежать!». В случае же неповиновения щенка ненадолго привязью вают на цепочку.
Для безупречного закрепления команды «На место!» владелец должен всегда следить за ее выполнением,пресекая попытки собаки уйти после приказания под стол, кровать или в любое другое место, кроме указанного. Нередко собаководы и особенно их домочадцы довольствуются тем, что по окрику «На место!» собака лишь отходит ненадолго и перестает мешаться под ногами или клянчить у стола. Таким путем можно быстро испортить даже очень послушную собаку.
Неприятно, когда собака привыкает попрошайничать у стола, поэтому кормить ее нужно лишь в установленном месте и в определенное время. Лакомства следует давать только за выполнение приказаний при обучении.
Посадка собаки по команде необходима для удобства обращения с нею в быту и при поездках. При обучении собаки следует приучать ее садиться не только из стоячего положения, но и из положения «лежать», что бывает необходимо в поезде или машине.
Команда отдается приказанием «Сидеть»! или жестом.
Укладывание собаки по команде. Этот прием необходим в быту, дисциплинирует собаку и упрощает управление ею.
Четкое выполнение команды «Лежать!» у ног хозяина и на расстоянии от него - основа дрессировки и натаски легавых собак. Командой «Лежать!» легко предупредить бросок собаки за дичью, кошкой или за другой собакой. Этим же приказанием пресекают любое нежелательное действие вашего питомца. В опасный момент команда «Лежать!» может спасти собаку от случайной гибели под машиной.
Команда отдается приказанием «Лежать!» или жестом руки, поднимаемой вверх. Принятый в служебном собаководстве жест укладки собаки при взмахе руки вперед и вниз от уровня плеча неудобен на охоте, так как менее заметен на большом расстоянии.
Первоначальный способ обучения собаки команде «Лежать!» заключается в том, что ее предварительно усаживают и заставляют лечь, нажимая на холку и одновременно вытягивая передние лапы вперед. Выполнение приема закрепляют давая лакомство или лаской.
При другом способе посаженную собаку укладывают заставляя тянуться за лакомым кусочком, зажатым в руке.
Попытки собаки встать пресекают - ее удерживают руками и строго повторяют команду «Лежать!».
Постепенно время лежания увеличивают от нескольких мгновений до нескольких минут, а прием усложняют отходом от собаки, укладыванием на расстоянии и отдачей приказа жестом.
Некоторые вместо слова «лежать» говорят по-английски- «даун». Эта команда звучнее и труднее запоминается посторонними, которые зачастую мешают обучению.
При укладывании собаки на расстоянии следует следить за выполнением команды на том месте, где она застала собаку. Если собака легла не тотчас, следует отвести ее за ошейник и уложить на место.
Приучение не брать пищу без разрешения. Этот прием совершенно необходим при содержании собаки в доме и значительно упрощает работу в питомниках.
Для щенков легавых прием полезен еще и тем, что приучает их к выдержке, столь необходимой на охоте.
При попытке собаки взять корм без разрешения ее удерживают командой «Н ел ьз я!» и поводком. Брать пищу разрешают только после команды «Возьми!».
Усложняя прием, добиваются длительной выдержки собаки перед кормушкой с едой. На улице и в других местах отказ от найденного корма поощряют лакомством из кармана ведущего.
Команде «Нельзя!» некоторые предпочитают «Т у б о!», как более звучное и непонятное для посторонних. Слово «фу», применяемое в служебном собаководстве, неудобно для охотников, так как плохо слышно на большом расстоянии.
Иногда нужно пресечь нежелательное действие собаки командой «Тссс!..». Это очень удобно, когда кто-либо пытается позвать или накормить вашего пса...
Чтобы собака не брала лакомства от чужих, некоторые собаководы всегда дают корм своим питомцам только из левой руки. Собаки настолько привыкают получать еду именно так, что недоверчиво отходят от протянутой с кормом правой руки чужого человека.
Подача. Прием необходим при обучении собак, предназначенных для подачи дичи, и очень удобен в повседневной жизни.
Существует два метода обучения подаче. Первый основан на использовании инстинкта преследования движущихся предметов в игре. Щенку показывают поноску (мячик, палку и т. п.), заигрывают с ним, то поднося предмет, то убирая подальше, а затем бросают в сторону, произнося команду «Д а й!». Щенок бросается за поноской и берет ее в зубы, но отнюдь не с тем, чтобы вернуть хозяину. Наоборот, он треплет и старается утащить поноску. В этот момент дрессировщик должен подозвать щенка либо оказаться на его пути, дав команду «Брось!», отобрать поноску, вознаградив его лакомством. После неоднократного повторения прием будет освоен, и щенок станет охотно приносить и отдавать поноску.
Некоторые псы вовсе не склонны хватать и носить предметы. Таких упрямцев можно заинтересовать, используя в качестве поноски вываренную кость, которую грызть неинтересно, а оставить без внимания нельзя.
Взрослую собаку, не склонную к игре, рекомендуется обучать несколько иным, более длительным, но зато надежным, способом. Для этого усаживают ее у ног, дают команду «Возьми!» и осторожно вкладывают в пасть поноску. Разумеется, собака стремится выплюнуть столь странное угощение, но этому препятствуют, придерживая ее несколько мгновений, а затем командуют «Брось!» и тотчас дают собаке вкусную награду. Когда после многократных повторений собака сама станет брать поноску из рук, добиваются, чтобы она брала ее и с земли. После этого уже легко заставить собаку приносить брошенные предметы.
Когда собака усвоит прием, его усложняют сменой приносимых предметов, обертывая их то в тряпку, то в бумагу, постепенно увеличивая дальность заброса поноски и т. д.
Не следует позволять щенку играть с поноской, а также уносить или грызть ее. На охоте необходимо спокойное отношение к поноске и безотказное выполнение команды «О т д а й!».
В случае, если собака стремится убегать со своей ношей, дрессировку полезно проводить на длинном поводке.
Если легавая треплет и грызет поноску, можно заменить ее палкой, обитой гвоздями без шляпок и обмотанной тряпкой. При попытках грызть или сильно сжимать такую ношу гвозди слегка колются...
При обучении этому приему наказывать собаку нельзя. Погорячившись и наказав собаку, охотник может вну шить ей отвращение к поноске на всю жизнь.
Некоторые собаки охотно подают палки и другие предметы, но первое время отказываются брать в рот сбитых птиц. Видимо, им не нравится ощущение перьев и своеобразный запах...
На охоте такую собаку надо заставить подать птицу, сбитую на ее глазах. В этом случае охотничий инстинкт, как правило, побеждает отвращение собаки, и она начинает исправно приносить дичь.
Щенка можно заранее приучить к ощущению перьев, используя в качестве поноски засушенные крылья. Иногда охотники приучают своих легавых подавать птиц, заворачивая их в тряпку или бумагу. По мере освоения приема эту «упаковку» постепенно снимают.
Подаче с воды собаку обучают в теплое время года на мелких местах. С увеличением глубины и расстояния прием усложняют, добиваясь подачи поноски, упавшей в заросли осоки. При этом надо добиваться, чтобы собаку можно было направить в нужную сторону жестом или брошенным в воду камнем.
На охоте нередко приходится встречать собак, которые не подают птицу в руки, а бросают ее при выходе на сушу либо выносят не хозяину, а на ближайший берег. Некоторые псы боятся входить в воду с птицей, поднятой на другой стороне водоема, особенно если ноша велика и мешает собаке смотреть под ноги при резком увеличении глубины. Этого можно избежать, если в процессе обучения условия тренировки будут достаточно разнообразными и владелец собаки будет строго следить за правильностью выполнения приема.
Очень полезно научить собаку отыскивать и приносить потерянные предметы. Для этого ее заставляют возвращаться за брошенной вещью по следу дрессировщика. Вначале поноску оставляют всего в нескольких шагах позади и на виду собаки, затем бросают подальше, за поворотом, и так, постепенно усложняя прием, добиваются того, чтобы собака возвращалась по следу на километр и более.
Большинство моих собак по команде «Потерял, подай!» издалека приносили забытые на привале вещи или оброненные предметы.
Всякая собака должна бросаться за поноской только по команде, а для легавой это совершенно необходимо во избежание срыва стойки и гоньбы дичи. Стоит несколько раз подряд послать собаку за сбитой птицей, как она начинает делать это самостоятельно. При этом легавая сгоняет затаившуюся впереди дичь и зачастую начинает преследовать птиц даже после промаха. Все это ведет к порче легавой, особенно на лесной охоте, когда дичь затаивается целым выводком, а наблюдать за собакой в кустах трудно.
Чтобы этого не случилось, большинство охотников не разрешают своим питомцам подавать подранков, а добивают их вторым выстрелом. Молодых собак лучше вообще не посылать за птицами, упавшими на сухое место. Достаточно, если они будут подавать птиц, упавших в воду, а на суше разыскивать упавшую в траву дичь и затем ложиться возле нее. За этим следует строго следить.
Взрослым, многопольным собакам можно разрешать подачу дичи и с суши, но только по приказанию и отнюдь не после каждого выстрела.
_________________ "Никакое происхождение собаки не прибавляет дичи в угодьях и ума владельцу" - / Хохлов С.В./ Каждый упрощает все, до своего уровня понимания, и это в принципе правильно, только нельзя это навязывать другим ...
|